Здоровый образ жизни

Этикетка продукта

О том, что продукты с полок супермаркета нельзя брать бездумно, трубят все средства массовой информации. Прежде чем опустить приглянувшуюся баночку или упаковку с едой в свою продуктовую корзину необходимо внимательно изучить ее этикетку. Но, если обращать внимание на срок годности того или иного продукта мы худо-бедно себя приучили, то анализ состава «топлива», которым мы собрались заправить наш организм, по-прежнему для многих остается сверхзадачей. Где-то там, в голове у нас отложилось, что присутствие в перечне составляющих частей продукта большого количества «Е» — это плохо. Но на этом наши познания о вредности/полезности предлагаемой в торговой сети еды заканчивается. Многие сравнивают изучение этикетки с чтением «китайской грамоты». На самом деле мы попросту ленимся разобраться в этом важном для нас вопросе! Секрет чтения этикеток состоит в знании того, что там искать. Если вы понимаете язык этикеток, то легко сможете осуществлять здоровые покупки.

Итак, что может рассказать о продукте питания его упаковка?

Этикетка может содержать:

1. Обязательные пункты:

  • название продукта;
  • краткое описание;
  • состав;
  • пищевая и энергетическая ценность;
  • вес;
  • дата производства;
  • срок годности;
  • условия хранения;
  • перевод, если товар импортный;
  • название и адрес производителя и импортера;
  • штрих-код.

2. Дополнительную информацию по желанию производителя:

  • рекомендации по употреблению;
  • сведения о специальной обработке.
  • Название продукта

Если на пачке не традиционное название, а его производное(Например: вместо кефира — кефирный продукт, кефирчик), в качестве товара следует усомниться.

Состав

Первыми идут ингредиенты, которых в продукте больше всего. Например, вы хотите приобрести мясные консервы, значит, в самом начале списка должно стоять «мясо». Если «мясо» стоит в конце списка после крахмала, соли и непонятных пищевых добавок, то это не то, что вам нужно. Если вы хотите приобрести продукт с пониженным содержанием сахара, то слово сахар обязано быть в самом конце.

Что надо знать про пищевые добавки

Пищевые добавки обозначают индексом (Е330) или названием (лимонная кислота). Приставку «Е» используют для тех добавок, которые одобрены Всемирной организацией здравоохранения.

  • Е 100–199 — красители.
  • Е 200–285 — консерванты.
  • Е 300-399- антиоксиданты, регуляторы кислотности.
  • Е 400–599 — эмульгаторы, стабилизаторы, загустители, желирующие вещества.
  • Е 600-699- усилители вкуса и аромата.
  • Е 700–1999 -дополнительные вещества, в том числе пеногасители, глазирователи, разрыхлители, влагоудерживающие компоненты.

Не все «Е» — искусственного происхождения. Например, Е 440 — полезный для пищеварения яблочный пектин, Е 300 — витамин С, а Е 306-Е 309 — известный антиоксидант витамин Е.

Чем меньше в продукте добавок, тем проще понять, из чего он сделан.

Рекламные уловки производителей для привлечения покупателя:

  • обезжиренный-снижая количество жиров, производитель часто увеличивает содержание сахара, и калорийность продукта при этом не снижается.
  • без холестерина-подобная надпись встречается на растительном масле, которое в принципе не содержит холестерина, так как холестерин — продукт исключительно животного происхождения.

Продукты без холестерина не обязательно очень полезны для здоровья. Например, нет холестерина в спредах, сделанных на основе растительных масел, многих кондитерских жирах и дешевых маргаринах. Эти продукты высококалорийны и содержат трансжиры.

без сахара-вместо сахара могут добавлять сахарозаменители, иногда более калорийные (мёд, сахарозу, мальтозу, кукурузный сироп, патоку, сахарный тростник, кукурузный сахар, сахар-сырец, фруктовый концентрат)

Относитесь к рекламным слоганам на упаковках со здоровым скепсисом и обращайте больше внимания на состав.

Пищевая ценность

В упаковке обычно указываютпищевую ценность на 100 г продукта. Нужно учесть, что реальный вес продукта может быть и больше, и меньше этого количества.

Первым делом ищите на этикетке информацию поэнергетической ценности продукта. Калории являются именно тем, что имеет значение при контроле веса.

Обращайте внимание насодержание жиров. Если возможно, выбирайте продукты с ненасыщенными жирами, и ограничьте потребление продуктов, содержащих насыщенные жиры (животные жиры, пальмовое и кокосовое масло), и транс-жиры (маргарин, спреды из растительных масел, кулинарный жир и др.). Производители некоторых стран обязаны перечислять количество транс-жиров на одну порцию, начиная с 1 января 2006 года. Эта информация уже появляется на этикетках. В то же время, обращайте внимание на такие термины, как «частично гидрогенизированный» или «гидрогенизированный», которые указывают на то, что продукт содержит транс-жиры.

Дата производства

-выбивается по краю упаковки специальным станком или печатается штампом на этикетке. Если она нанесена фломастером или ручкой, продукт просрочен.

Срок годности

употребить до-указывается на упаковках со скоропортящимся продуктом.

годен до-указывается на товарах с большим сроком годности, часто менее натуральных.

Пищевых продуктов с неограниченным сроком хранения не бывает. Выбирайте только те продукты, срок хранения которых указан явно и еще не истек.

Условия хранения

— посмотрите, правильно ли хранят товар в магазине (температуру показывает холодильник) иначе продукт может быть испорчен.

Производство

чем дальше производитель от потребителя, тем, как правило, больше в продукте консервантов;

производство продуктов по ГОСТу в настоящее время носит рекомендательный характер. Если такой надписи нет, значит продукт изготовлен на основании менее жестких технических условий (ТУ);

знак маркировки соответствия РСТ означает, что продукт соответствует российскому ГОСТу.

Штрих-код

— позволяет установить, законно ли произведен товар.

Чтобы убедиться в подлинности продукта, нужно:

a) сложить цифры, стоящие на четных местах: 8+0+2+7+0+1=18

b) полученную сумму умножить на 3: 18*3=54

c) сложить цифры, стоящие на нечетных местах, кроме контрольной: 4+2+0+4+0+0=10

d) суммировать результаты: 54+10=64

e) вычесть из результата с) последнюю цифру результата d): 10–4=6

f) итог должен совпадать с контрольной цифрой

 

tzar vopros
tzar priem
Внимание!  Возможны противопоказания. Необходима консультация специалиста!
Фотографии сотрудников/пациентов размещены с их письменных согласий